Чем интересен Музей Орсе в Париже? История открытия в здании бывшего вокзала, экскурсия по музею Орсе, знаменитые произведения, частные коллекции, план, фото и отзывы.

  1. Возникновение коллекции Орсе →
  2. Старый вокзал Орсе →
  3. Музей Орсе VS вокзал Орсе →
  4. Экскурсия по музею Орсе →
  5. Как добраться в музей Орсе →
  6. Музей Орсе на карте Парижа →

Музей Орсе очень молод по музейным меркам — его открытие состоялось лишь в 1986 г. Начало коллекции, известной своей долгой историей, было положено в XIX веке, когда был основан Люксембургский музей. Позже это собрание пополнили авангадисты, отвергнутые окружением парижского Салона того времени из-за излишнего новаторства и «вызывающего» стиля. За следующие десятилетия коллекция работ импрессионистов, пользующаяся наибольшим интересом у публики, пополнилась самыми знаменитыми полотнами мастеров этого направления.

Современный музей Орсе посвящен не только импрессионизму, но всем художественным течениям конца XIX в. Для размещения коллекции выбор пал на здание вокзала Орсе — внушительную заброшенную конструкцию начала XIX в. После радикальной реконструкции старый вокзал приобрел новую жизнь.

Возникновение коллекции Орсе

В музей Орсе влюбляются даже те, кто не считал себя поклонником живописи!

История совсем недавно появившегося музея берет начало в культурной и художественной жизни Парижа первых лет XIX века. Чтобы проследить этапы становления музея Орсе, необходимо вернуться к началу XIX века, когда распахнул свои двери Люксембургский дворец, основанный в 1818 году.

Люксембургский музей

Здесь были представлены произведения здравствующих художников. Их работы, соответствовавшие академическим вкусам, попадали сюда из Салона Изящных искусств, ставшего событием культурной жизни Франции. Но со временем собрание стало пополняться не только благодаря государственным приобретениям, но и за счет многочисленных даров меценатов.

Именно таким образом в коллекцию попали картины «Завтрак на траве» и «Балкон» Эдуарда Мане, а также «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара.

Чтобы увидеть эти шедевры сегодня, в музей Орсе выстраивается огромная очередь. Но в бытность Люксембургского музея подарки были восприняты неоднозначно (с) и были выставлены лишь в дополнительном корпусе. Жюри было не очевидно, достойны ли полотна того, чтобы находится в центральном государственном академическом музее.

Отношение к импрессионизму начало постепенно меняться лишь с наступлением XX в. Подаренные в 1911 г. картины «Абсент» и «Гладильщицы» Эдгара Дега и «Флейтист» и «Лола из Валенсии» того же Мане восприняли с большим энтузиазмом. Серия «Руанский собор» Клода Моне, «Наводнение в Марли» Альфреда Сислея и «Дом повешенного в Овере» Поля Сезанна позднее и вовсе вызвали восхищение.

История Люксембургского музея завершилась в 1939 г.: его закрыли, и коллекции были распределены между Лувром и новым Музеем современного искусства, размещающимся во Дворце Токио. Но реорганизацией Лувра в 1949 г. возникла проблема систематизации богатых собраний произведений импрессионистов. В результате был основан Музей Же де Пом, обычно называемый музеем импрессионизма и снискавший огромный успех у публики с первых дней существования.

Музей Же де Пом

Одна из многочисленных вариаций лилий Клода Моне (1916-19 гг.)

Его экспозиции целиком посвящены одному из самых почитаемых сегодня художественных течений, но прежде здесь были выставлены коллекции произведений зарубежных художников. Часть этих экспонатов сегодня находится в музее Орсе.

Многие коллекционеры передавали Музею импрессионизма подлинные шедевры. Например, Эдуард Моллар в 1961 г. даровал государству полотна Эжена Будена, Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. Максу и Рози Каганович коллекция обязана появлением прекрасных картин Поля Гогена, Клода Моне, Мориса де Вламинка, Андре Дерена и Винсента Ван Гога.

Легендарные шедевры последнего — «Автопортрет» и «Церковь в Овер-сюр-Уазе» — поступили в государственные собрания в 1949-1954 гг., как дар наследников доктора Поля Гаше (коллекционера, владевшего огромным собранием полотен голландских художников).

Серия «Руанский собор» Клода Моне, «Наводнение в Марли» Альфреда Сислея и «Дом повешенного в Овере» Поля Сезанна волею меценатов попали в коллекцию будущего музея Орсе в начале XX в.

Многие произведения попали в залы музея, благодаря возможности возмещать налоги на наследство произведениями искусства. Эта счастливая традиция принесла государству такие шедевры, как «Улица Монторгей в Париже и праздник 30 июня 1878» Клода Моне, «Танец в деревне» и «Танец в городе» Огюста Ренуара.

Кроме того, государство продолжало приобретать произведения все более продуманно и целенаправленно, чтобы восполнить пробелы в ставшем богатейшем собрании, объем которого уже требовал расширения и реорганизации музейных площадей Парижа.

Музей современного искусства

В 1976 г. был основан Национальный музей современного искусства, разместившийся в Центре Помпиду. Его экспозиции включили произведения художников, родившихся после 1870 года.

Однако это решение не снимало проблемы недостатка площади. И так, наконец (!) возникла идея музея, посвященного не только импрессионизму, но также и всем художественным направлениям, характерным для Европы второй половины XIX в. Экспозиция предполагала представлять не только произведения живописи и скульптуры, но также так называемого малого искусства: мебель, стекло, фотография, керамика, графика.

Проект начал разрабатываться уже в 60-х годах — энтузиазма было не занимать! Однако для его успешного осуществления необходимо было решить стоявший многие годы вопрос о помещении для нового музея. Парижский вокзал Орсе начала XIX века, которому несколько раз грозил снос, стал объектом возможного нового предназначения.

Старый вокзал Орсе

Здание музея Орсе на одной из набережных Парижа

Вестибюль современного музея. Черты ж/д вокзала угадываются и сегодня!

Здание вокзала Орсе расположено в одном из престижных районов Парижа. 20 октября 1977 г. государственный совет, по инициативе президента Франции Валерии Жискар д’Эстена, принял решение о передаче постройки музею. В 1978 г. бывший вокзал признали историческим памятником, и спустя время были начаты работы по преобразованию здания в будущий музей Орсе по новейшим экспозиционным критериям.

История вокзала Орсе берет начало с 1897 г., когда государство выделило земли под строительство. На месте, где планировалось возвести современный железнодорожный вокзал, уже находилось два старинных сооружения: казарма и дворец Орсе. Название последнего в дальнейшем и передавалось «по наследству» всем сооружениям в этом месте набережной Сены.

Престижность квартала диктовала условия архитектурного конкурса. Внимание акцентировалось на элегантности внешнего облика нового здания, чтобы оно соответствовало окружавшим его прекрасным дворцам — в числе их был и Лувр.

Конкурс выиграл Виктор Лалу, приступивший к делу и разработавший каменный фасад в эклектическом стиле, декорированный лепниной, элегантность которой скрывала современнейшие внутренние конструкции. Ансамбль вокзала Орсе включал также отель на 370 номеров.

Вокзал являлся шедевром инженерии того времени: конструкция, созданная с применением новейших технологий, отвечала самым современным требованиям. Грузовые подъемники для багажа, лифты, службы, встречающие пассажиров в зале прибытия, электрообеспечение — все это впечатляло! Монументальный зал (высота его 32 метра, ширина — 46 и длина — 138) с огромным вестибюлем невероятным образом сочетал эстетику и функционализм.

Со дня открытия вокзал Орсе играл первостепенную роль во французских перевозках — вплоть до 1939 г. С этого времени он был окончательно заброшен, поскольку стало очевидно — ближе к середине XX века из-за технического развития транспорта его оснащение морально устарело.

В дальнейшем вокзал Орсе использовался в качестве центра перевозок в военное время, приема заключенных после освобождения и даже стал киноплощадкой для съемок одной из версий «Процесса» Франца Кафки режиссера О. Уэллса. Но в роли действующей железнодорожной станции — уже никогда. Более того, в XX веке его окрестили верхом безвкусицы, и здание чудом не повторило судьбу знаменитого «Чрева Парижа» и избежало сноса.

Наверно потому, что его ждала удивительная судьба — превращение в один из прекраснейших музеев не только Франции, но и всего мира.

Музей Орсе VS вокзал Орсе

На фото: центральный зал музея Орсе и террасы по бокам

В 1979 году на берегу Сены началась реконструкция уже поднадоевшего парижанам здания старого вокзала. Проект, выбранный из шести вариантов, сохранял оригинальную архитектуру (дань уважения гениальному Лалу), но интерпретировал ее по-новому.

В 1980 г. итальянский архитектор Гаэ Ауленти выиграл конкурс по благоустройству внутренних пространств. В центральном нефе, где когда-то находились рельсы, он разместил новую конструкцию. Над ней поместил террасу, оставляющую открытой монументальные своды и часть строения Лалу, разделяя оригинальную архитектуру на различные экспозиционные пространства для лучшей организации и использования их музеем Орсе.

Проект извлекал пользу и из остальной части здания, предполагая использование других залов вокзала Орсе и некоторых холлов отеля. Декор той эпохи был не только оставлен, но и отреставрирован. В результате было крайне деликатно сохранено существующее здание, и Орсе при этом получил максимум в соответствии с новейшими музейными требованиями.

Экскурсия по музею Орсе

Музей Орсе торжественно открыл Франсуа Миттеран в 1986 году. Сегодня он занимает площадь в 57 400 кв. метров и является одним из самых посещаемых в мире. Каждый день в его залах бывают сотни туристов, мечтающих увидеть шедевры самых именитых мастеров: Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара. Экспонаты коллекции музея размещены на трех уровнях.

Посещение Орсе, следуя экспозиции, организованной по хронологическому принципу, позволяет открыть для себя художественный мир Франции второй половины XIX в., а частично и Европы. Хронология расположения основана на эстетических и стилистических направлениях. И, конечно, стремлении сохранить частные коллекции, дарованные музею, в целостности.

Что можно увидеть в Орсе

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане стал одной из жемчужин коллекции Орсе!

«Гора Святой Виктории», Поль Сезанн (1890 г.)

Экскурсия по музею Орсе поэтапно ведет от академического искусства до работ художников, противопоставляющих свое творчество принципам Школы изящных искусств:

  • от «приторных» Венер Кабанеля до крестьянок Франсуа Милле;
  • от скандальных шедевров Гюстава Курбе до вызывавших столь же бурные споры работ Эдуарда Мане;
  • от вибрирующей палитры Клода Моне и Огюста Ренуара до точного штриха пастелей Анри де Тулуз-Лотрека.

И так далее — к нашему времени, которое уже видится в произведениях Винсента ван Гога, Поля Сезанна и Поля Гогена. И осязаемо в первых полотнах фовистов, которыми и завершается на пороге XX в. захватывающая экскурсия по музею Орсе.

Коллекция скульптуры

Напомним, что музей Орсе, помимо живописных полотен, может быть интересен и другими произведениями искусства. В центральном зале и на террасах экспонируется прекрасная коллекция скульптуры, а большая часть второго этажа посвящена декоративно-прикладному искусству.

Массивные часы — один из сохраненных элементов старого вокзала Орсе

Как добраться в музей Орсе

Первое, что интересует путешественников — это «где находится музей Орсе» и «как до него добраться». Так как здание бывшего вокзала расположено в самом центре Парижа, на противоположной стороне от набережной Тюильри, дойти до него можно пешком: как от сада Тюильри, так и от Лувра. Ближайшие станции метро на той стороне реки (см. карту): «Palais Royal — Musée du Louvre» и «Tuileries».

Непосредственно возле самого музея Орсе находится станция станция метро RER (особая ветка) — «Musée d’Orsay».

Музей Орсе на карте Парижа

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Музей Орсе, Париж 48.859961, 2.326561
Поделиться.

Оставьте ответ